История

Акционерное общество «Невский завод» (АО «НЗЛ») — старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга, ведущее энергомашиностроительное предприятие России.

Осуществляет конструкторские разработки, изготовление и комплексные поставки энергетического оборудования для нефтегазовой отрасли, металлургической, химической промышленности и энергетики. Поставляемое оборудование широко применяется для модернизации газотранспортной системы, при строительстве современных энергоблоков и электростанций, в малой генерации, на рынке СПГ и в ряде других отраслей.

Основание завода

Невский завод основан в 1857 году как судостроительный: на заводе было произведено более 200 судов различного назначения, преимущественно для военного флота России.

На рубеже XIX-XX веков, когда в России быстрыми темпами стало развиваться железнодорожное строительство, завод осваивает выпуск паровозов, которых изготавливает свыше 4 000. В 1920-х годах завод активно включается в план ГОЭЛРО и меняет свой профиль на энергомашиностроительный, а в 1930-х заявляет о себе как о производителе первой в России центробежной турбомашины для подачи воздуха в доменную печь. Начался новый этап в развитии завода, высокими темпами осваиваются новые сложные машины: компрессоры, газодувки, турбины, паровые котлы. До 1941 года заводом было выпущено более 130 компрессорных машин 20 типов.

В 1947 году построена первая в Советском Союзе газовая турбина, а в 1958-м — начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов. Это и определило основной профиль деятельности завода в последующие годы.

Судостроение

В 1857 году генерал-майор Петр Федорович Семянников и подполковник Василий Аполлонович Полетика покупают расположенный на берегу Невы маленький чугунолитейный завод англичанина Томсона.

В конце XIX века начинается замена деревянных судов военного флота. Семянников и Полетика одними из первых получают заказ от военно-морского ведомства на строительство судов.

Начались масштабные перестройки. Были реконструированы цеха, появились новые мастерские. Всего через год после основания завода были спущены на воду два небольших парохода: «Мария» и «Работник», а спустя 8 лет, в 1865 году, со стапелей завода сошел первый броненосец отечественной постройки «Кремль». В последующие годы заводом были построены такие военные суда, как «Минин», «Генерал-адмирал» и др. В 1909 году на Невском заводе специально для проведения полярной экспедиции были построены мирные судна — ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», которые впервые совершили переход Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. Суда неоднократно участвовали в гидрографических исследованиях Северного ледовитого и Тихого океанов, в ходе которых были открыты и нанесены на карту новые неизвестные острова (в т. ч. Северная Земля), чем внесли значительный вклад в историю изучения Мирового океана и оказали большую практическую пользу для мореплавателей.

Паровозостроение

Развитие железнодорожной промышленности в России привело к необходимости ускоренными темпами наращивать количество подвижного состава. В марте 1867 года был объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами. В 1869 году на Невском заводе был построен первый паровоз, который в 1870 году стал экспонатом Всероссийской промышленной выставки и был признан лучшим. Заводу был пожалован Малый Герб Российской Империи. Этот герб впоследствии увенчал главные ворота перед зданием заводоуправления.

Паровозостроение требовало огромных затрат, по этой причине в 1870 году было учреждено акционерное общество «Русское общество механических и горных заводов». Прежняя территория завода была увеличена. Появились новые мастерские, а также построен соединительный путь с Николаевской железной дорогой. В 1882 году был выпущен уже тысячный паровоз.

В 1891 году завод приобретает инженер и промышленник Валериан Александрович Титов, организуется акционерное общество «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода», среди учредителей которого был крупный железнодорожный деятель того времени Савва Иванович Мамонтов, известный в кругах как промышленной, так и культурной интеллигенции. Среди множества гостей, посещавших его дом, были И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин, М.А. Врубель и др.

Используя широкие связи, С.И. Мамонтов с первых же дней обеспечил завод новыми выгодными заказами на паровозы.

В 1898 году Государственный банк скупает большую часть акций завода, который с этих пор стал называться «Невский судостроительный и механический завод». Заказы, направляемые за границу, были переданы Невскому заводу. Получен заказ на изготовление двух крейсеров: «Изумруд» и «Жемчуг», при спуске на воду последнего присутствовал Николай II с матерью Марией Федоровной и свитой.

В июле 1910 года к пятидесятилетию с начала выполнения заводом крупных промышленных заказов был приурочен выпуск трехтысячного паровоза.

До 1917 года на заводе было выпущено более 4 тыс. паровозов и 174 судна разного назначения.

Электрификация

В 1918 году Невский завод национализируется и меняет свой профиль на энергомашиностроительный.

В 1920-х годах завод активно включается в реализацию госплана по электрификации страны и в 1921 году получает заказ на производство кессонов и шлюзов для первой Волховской ГЭС. В 1927 году получены дополнительные заказы на чугунное и стальное литье для ДнепроГЭС и заказ на строительство паровозов танкерного типа.

В 1922 году по инициативе рабочих заводу присвоено имя Ленина.

Турбостроение

В 1930-х годах во время индустриализации страны Невский завод становится производителем первой в России центробежной турбомашины для подачи воздуха в доменную печь. Высокими темпами осваиваются новые сложные машины — компрессоры, воздуходувки, эксгаустеры, турбины, паровые котлы.

В 1934 году был выпущен первый российский турбоэксгаустер, в 1936 году — первый поршневой компрессор, а в 1937 году была изготовлена первая паровая турбина мощностью 6 МВт.

В годы Великой Отечественной войны завод не прекращал работу — изготавливались детали к авиабомбам, было налажено массовое производство снарядов, ремонтировались танки, которые из ворот завода сразу уходили на передовую.

После снятия блокады Ленинграда Невский завод получает первые заказы на мирную продукцию.

В 1945 году конструкторы Невского завода занялись первичной разработкой газотурбинной установки, которая была изготовлена уже в 1947 году.

В 1952 году создается первая отечественная стационарная газовая турбина ГТ‑600 мощностью 1.5 МВт, а в 1956 году было построено уже шесть промышленных газотурбинных установок.

В 1958 году был выпущен первый нагнетатель природного газа Н‑280 и начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов. Это определило основной профиль деятельности завода до настоящего времени.

В 1968 году начат серийный выпуск самых массовых в СССР газоперекачивающих агрегатов мощностью 10 МВт — ГТК 10.

В 1960-е годы создается большая номенклатура компрессорных машин для химических предприятий.

В 1974 году на Невском заводе создается Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт турбокомпрессоростроения. Создается целая серия новых машин — разработан и изготовлен (взамен импортируемого) самый мощный в СССР газоперекачивающий агрегат ГТН-25, повышается мощность ГТК-10, позже разрабатывается новый ГПА ГТНР-16 мощностью 16 МВт с КПД 32.5 %.

В 2007 году Невский завод вошел в состав энергомашиностроительного предприятия «РЭП Холдинг», став его ключевой производственной площадкой.

С этого момента была проведена глобальная реконструкция, модернизировано и построено более 100 тыс. кв. метров производственных цехов, установлено оборудование ведущих мировых производителей, внедрена интегрированная система менеджмента качества, получены международные сертификаты соответствия, построены уникальные испытательные стенды.

В 2008 году у компании GE Oil & Gas (Nuovo Pignone S.p.A.) приобретается лицензия на производство современной турбины MS5002E мощностью 32 МВт, началось активное освоение производства газоперекачивающего агрегата нового поколения «Ладога 32». Уже через два года первая российская индустриальная турбина мощностью 32 МВт была запущена в серийное производство.

Освоены и другие инновационные производства — началось серийное изготовление комплектных электрогазоперекачивающих агрегатов с автоматический системой управления, налажено собственное производство электроприводов и магнитных подшипников, освоено производство центробежных нагнетателей с использованием системы магнитного подвеса.

Невский завод сегодня

Благодаря системно проводимой технологической модернизации и успешному опыту локализации передовых мировых технологий Невский завод является ключевым российским производителем турбокомпрессорного оборудования для крупнейших инфраструктурных проектов нефтегазовой отрасли, лидером в сегменте индустриальных газовых турбин средней мощности, единственным в России производителем стационарных газовых турбин 32 МВт и компрессоров смешанного хладагента для производства СПГ.

Будучи производителем и комплексным поставщиком инновационного оборудования для оснащения объектов энергетики, металлургических предприятий и предприятий топливно-энергетического комплекса, а также объектов реконструкции и нового строительства газотранспортной системы, Невский завод является важным производственным звеном в стратегической программе модернизации российской энергетической отрасли.